Мистика и непознанное


 
Не зарегистрирован


Добро пожаловать!!! 

 





 


Клад Пугачева

 
Гномы
Ведьмы
Оборотни
Кикиморы
Лешие
Вампиры
Русалки
Домовые
Демоны
Полтергейст
Призраки
Атлантида
Инки
!5 загадочных явлений
Гиперборея
Тунгусский метеорит
Потусторонний мир
Майя
Ацтеки
озеро Лохнесс
Башня Дьявола
Бермудский треугольник
Куда пропали 10 древних цивилизаций
Леприкон
Мистика колец
эльфы
мини чат
Шаровая молния
Шамбала
Проклятие живых мертвецов
Древние люди жили под водой
Пятница 13-е
Якутия: тайны Долины смерти
Тайна острова Оук
Нибиру
Лилит-первая жена Адама
Египет
Некрономикон
Клад Пугачева
Клад Сигизмунда
Клад казанского хана
Клад Степана Разина
Сокровища Романовых
Клады Кубани
Адам и Ева
Словарь Богов
Словарь мифологических персонажей
Словарь славянских Богов
Василиск
Мочика
Зона 51
 Клад Пугачёва

30-летний беглый казакЕмельян Пугачёв провозгласил себя пропавшим с престола Петром III. Царское имя придавало выступлению Пугачёва особый характер и делало его популярным в глазах народа, который верил в хорошего царя. Екатерина II немедленно объявила войну и охоту на Пугачёва.

Пугачёв поступил очень мудро, как сейчас поступают народные депутаты, начал обещать народу всяческие блага: восстановить справедливость, возвратить отнятые помещиками земли, дать право свободной охоты, снабдить топливом, одеждой и обувью. Он первый сказал популярную сегодня среди бизнесменов фразу: «Я обую всю Россию».

 Пугачёвские отряды орудовали и в восточной части Вятской губернии, а отдельные его банды доходили даже до Слободского уезда. В уголовном деле об измене Пугачёва имеются донесения Вятской канцелярии графу Панину от 3 декабря 1773 года, что «...в приписной Слободской уезд в январе и феврале месяцах в новокрещёнские жилища в разные селения на малое время врывались пугачёвские партии -первая в пятидесяти, вторая в трёхстах или более, да третья в четырехстах человеках...».

Отряды Пугачёва увеличивались за счёт крестьян, покинувших свои деревни, перешедших на его сторону. В феврале 1774 года началось общее контрнаступление правительственных войск. Пугачёв потерпел крупное поражение под Красноуфимском, затем на Утинском заводе. Его армия стала распадаться на разные отряды. Основные силы отступили в город Осу, затем в Вятскую губернию на Ижевский завод. Отходя, Пугачёв приводил в ужас все селения восточной части Вятской губернии, безжалостно разоряя и опустошая всё вокруг, ставя рекорды жестокости в своих расправах. Грабя всё и вся на своём пути, Пугачёв овладел огромными богатствами. Про захват несметных ценностей до сих пор в народе ходят легенды. После крупных поражений на Урале часть награбленного пугачёвцы начали прятать.

Существуют разные версии о кладах Пугачёва, однако легенда о «главном» кладе дошла до нас в таком виде: ' «Небольшой, но тяжело нагруженный караван лошадей и верблюдов в сопровождении трёх сотен отборных, преданных казаков, во главе с Емельяном Пугачёвым в сумерках достиг реки Чусовой - притока Камы. Казаки постепенно разгрузили караван и погрузили сокровища на поджидавшие лодки и плоты. В предрассветной дымке они тронулись вниз по течению реки. Водный вояж продолжался более суток. Наконец отряд причалил к берегу. «Казна Российской Империи» была спешно перенесена в одну из пещер карстовой галереи. Сопровождающий сокровища казачий отряд Е. Пугачёвым был брошен в бой, оказавшийся для них гибельным ».

Современные исследователи определили чем богат клад. По их предположению, в нём должна находиться золотая корона. В её передней части зачеканен огромный неизвестный алмаз в 90 карат, лишь немного уступающий самому крупному алмазу мира - «Звезде Африки». Только один этот алмаз не имеет равного эквивалента по своей ценности, практически он бесценен.

Предполагается, что на Чусовой спрятана «Казна Российской Империи» - собрание ценностей, принадлежавшее императорскому дому. Это не только денежные запасы, но и драгоценные металлы, золотые и серебряные монеты, ювелирные изделия, коронационные уборы, платья, усеянные самоцветами и жемчугом, исторические драгоценные камни, штучное оружие и доспехи.

Ближайшие соратники Пугачёва, такие, как Перехачев, Журбинский, Иван Белобородое, а также вятичи - Чика Зарубин, Поторочинов, Макаров - сейчас считаются наиболее перспективными «хозяевами» главной части награбленных ценностей Пугачёва. Они наиболее реально могут рассматриваться как те, кто мог спрятать дин из главных кладов. Один из преданнейших пугачёвских атаманов, с которым он начинал и с которым завершилось его «дело», - был мужик малмыжских кровей Чика Зарубин.

А.С. Пушкин, потрясённый глубиной образа Пугачёва, писал в своих бессмертных произведениях:
 «Шёл неспокойный 1773 год. Казачество, возмущённое жестокими преследованиями царских властей, глухо волновалось. Однажды в тёмную ночь, перед рассветом на уединённом степном хуторе казака Кожевникова появилось трое вооружённых всадников. Двое из них - казаки Зарубин Чика и Т. Мясников - были хорошо известны хозяину. Третьего он видел впервые: среднего роста, широкоплечий и худощавый, с седеющей чёрной бородой. На незнакомце верблюжий ермак и голубая калмыцкая шапка, за плечами - ружьё. Оставшись наедине с Кожевниковым, незнакомец объявил, что он император Пётр III, что слухи о его смерти ложны».

Чика погиб на родной земле, на крутом утёсе реки Вятки, прикрывая отступление Пугачёва, защищая его от наступающих государственных войск графа Панина.

Был у Пугачёва ещё один близкий друг -  «посадский человек из города Слободского Лёха Поторочинов, который к атаману своему привязанность имел и почитал его за совершенного государя и был с ним в Красноуфимске, а от Красноуфимска и под крепостью Осою, и, наконец, на Боткинском и Ижевском железных заводах. Собирался идти с ним и на Москву. Служил ему верно». За что и был наказан. По приговору секретной комиссии вначале ему в городе Казани была отрублена по локоть правая рука, а затем во Владимире «при полном собрании народа была отсечена голова».

Когда основные силы Пугачёва были разбиты, а царские войска стали разыскивать и пленить всех неверных, большинство сподвижников атамана, боясь репрессий и казней, побежали с мест боёв. Бежали они и в Вятский край, где в густых лесах можно было спрятать награбленное и отсидеться, пока всё поутихнет. Небольшими группами, человек по 10, бывшие повстанцы устремились в наши места, шли на север.

В народе существует термин - кладовый пояс. Выражение это пришло к нам из прошлого, существует оно и по сей день. Кладовый пояс проходит по северо-восточной части нашей области. Именно здесь разбойничий промысел был особенно распространён в России в XVI-XVIII веках благодаря близости этих мест к самым бойким тогда торговым дорогам северо-востока России и значительного отдаления их от Хлынова, Перми и Казани. Именно сюда бежали сообщники таких атаманов, как Ермак, Разин и Пугачёв. Поэтому в этих местах сохранилось множество преданий о разбойниках и оставленных ими кладах.

С давнего времени толпы кладоискателей оккупировали долину реки Чусовой и все окрестные места. Некоторые историки утверждают, что в реальности у Пугачёва не могло быть ни золотой короны, ни казны Российской Империи. Но кладоискатели им не верят, они верят легендам, сложённым по многочисленным рассказам очевидцев и участников тех событий.

Толпы фанатов разбирают завалы в пещерах не только на реке Чусовой, где, возможно, спрятан главный клад, они орудуют и в других районах Урала и Предуралья, ищут клады везде, где сохранились в народе какие-либо предания о них, всё чаще и чаще появляются на вятской земле. Каждое новое, пусть даже ложное, известие о кладе только подогревает страсти кладоискателей, привлекая сюда всё новые команды старателей. Они разрушают гроты пещер, разбирают скальные массивы, вытаптывают колхозные поля, забираются на крестьянские огороды. Себя они считают «чёрными следопытами» и не скрывают, что ими движет дух наживы.

Одним словом, местные жители их не любят, называют их придурками, но сами втихаря тоже ищут, и, говорят, тоже чего-то находят. В 1872 году, примерно через сто лет после восстания Пугачёва, Вятский краеведческий музей пополнился интересной находкой - кладовым камнем времён Крестьянской войны. Камень этот не простой, а заветный, который должен был уберегать клад, чтобы тот не дался в чужие руки. Камень - опока, имеет форму обточенной шестигранной плиты длиной 15,5 сантиметра, шириной 9,4 сантиметра, толщиной 5,9 сантиметра. На всех шести сторонах вырезан текст завета. Я воспроизведу его построчно, в соответствии с оригиналом:

«Этот камень заветный. Установлен сибирским пугачёвским военным отрядом в количестве 28 человек на поклажу с казной. Там монет червонным золотом 56 тысяч штук, достоинством 5рублей золотом каждая, а также в этой поклаже серебром 44 тысячи монет достоинством по рублю. Если этот камень счастливчик найдёт, то и казну нашу возьмёт, если наш- завет разгадает, тот и казну нашу поделит. Казну возьмите и по себе делите - друг друга, не обижая. Есаулом Макаровым, атаманом Сухопаровым и всеми нами завещано следующее: вместо нашей казны положите по завету нашему: 30 аршин тонкого холста, да на каждый полуаршин по три монеты да чёрного петуха. Над этим холстом и деньгами станут стоять сторожа бессрочно - многие годы. Если нашли нашу поклажу, в ту яму положите исправный завет, а если нашли этот камень - ищите отговорщика, который может знать, как справиться с нашими сторожами. Слушается отговорщика кладен-ная поклажа с 1774 году, мая 4 числа».

Камень этот был отдан Вятскому губернатору господину Чарыкову крестьянином Захаром Бобровым.  «Кто же был Бобров и как, спустя сотню лет после Крестьянской войны, попал к нему камень? Сын крестьянина Котельничского уезда Захар Степанович с детства отличался любовью к природе, огромной любознательностью. Окончив только сельское училище, пытливый юноша самостоятельно изучал многие науки, особенно любил химию и механику. Он постоянно что-нибудь изобретал, совершенствовал. На губернской этнографической выставке в Вятке экспонировались его белые свечи из берёзового дегтя, писчая бумага из соломы и прочие изобретения. Сельчане не видели никакой пользы в подобных занятиях, но ценили Боброва как хорошего лекаря, лечившего исключительно травами. Далеко за пределами уезда шла о нём молва как о колдуне, умеющем отчитывать клады, то есть его принимали за отговорщика.Сколько кладов было найдено с помощью Боброва, неизвестно, но обращались к нему нередко.

Однажды приехал крестьянин из Глазовского уезда, показал камень и просил приехать отчитать клад. Необходимый холст якобы уже приготовлен и кормят трёх чёрных петухов. Бобров принял самое деятельное участие в выяснении всех подробностей. Он опрашивал крестьян, записывал слухи, предания, связанные с этой историей».

«Представляя кладовый памятник З.С. Бобров на основании собранных им народных преданий и слухов рассказывает, что памятник первоначально был найден тому лет 20, женщиною дер. Политёнки, близ села Верхосвятитского и передан ею бывшему того села священнику, и что можно верить тому, что камень этот действительно положен был разбойниками и под ним скрыты их богатства. Далее он сообщает, что женщина, первоначально нашедшая камень, вскоре после того ушла на богомолье в Саровскую пустынь и там умерла, оставив неизвестным место нахождения памятника, что подтверждает сохранившееся предание, что сын священника, не зная места, где найден памятник, распорядился выбросить его на двор, как ненужную вещь, откуда детьми он переброшен был в дворицу дьякона.

От дьякона памятник перешёл к крестьянину, от которого Бобров и получил его, естественно, без всяких указаний о первоначальном месте нахождения его, которое таким образом остаётся неизвестным».

Об этом кладе говорилось в письме фалёнского  краеведа Шулепова, и место нахождения именно этого клада мог показать Прозоров. Согласно той легенде, о которой они сообщили: «...на то место, (где сейчас деревня Макаровщина.-Авт.) пришёл обоз в сопровождении трёх десятков вооружённых людей. С дюжину подвод поскотина (поймареки, где пасётся скот. — Авт.) вдоль реки Яровки вёл уроженец этих мест, есаул войска пугачёвского. Золота и серебра в десяти бочках и добра разного полторы сотни пудов привезли».Есаул Макаров, о котором было сказано в завете, и был «уроженцем этих мест». Не случайно позже деревня стала называться Макаровщина.

Камень был найден близ села Верхосвятицкого, которое находилось примерно в восьми километрах от теперешних Фалёнок к югу. Деревня Макаровщина находится на таком же расстоянии от Фалёнок, но к северу по одной и той же дороге. То, что камень мог находиться не на поклаже, а спрятан в другом месте, понятно из текста завета, который предусматривает как бы два варианта: первый - если клад найден: «в ту яму положите исправный завет», второй - если клад не найден, а найден лишь камень, то: «по найдении камня ищите отговорщика», как и было в ту пору сделано.

Клад был закопан два с четвертью века назад. Памятный камень был найден полтора века назад. О судьбе клада официально ничего не известно. Никаких сведений или слухов о находках крупных исторических ценностей в этих местах не было. Даже если бы клад нашли «чёрные следопыты», утаить информацию о такой значимой для России находке просто было бы невозможно.
 

А. С. Прозоров знал о местонахождении пугачёвского клада, рассказывал об этом историкам из пединститута, писал в Академию наук, в совет министров и даже в МВД СССР. Он надеялся, что в дереваню Макаровщина будет организована серьёзная экспедиция. К сожалению, тайна клада вместе с ним ушла в могилу.Его зов так и остался не услышанным.Возможно кто-то из тех, кому сообщал Прозоров, знает о местонахождении клада - знает и молчит.


По материалам книгиАнатолия ФОКИНА"Вятка: клады."Киров, 2009 г. 

www.strizhata.ru




  
Яндекс.Метрика   

   
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS